Новости выставки

Объемная мозаика в камнерезном искусстве

Русский эпос в камне
Большая часть представленных на выставке «Русский эпос в камне» произведений создана в технике объемной мозаики. Этот способ исполнения камнерезных произведений заключается в создании фигур и многофигурных композиций из отдельных фрагментов.

Каждая деталь выполнена из тщательно подобранного по цвету и рисунку камня, между собой детали аккуратно подогнаны. Техника требует от исполнителя виртуозного владения формой, умения создавать цельный образ из разнообразных по своим характеристикам материалов.

Объемная мозаика, известная еще в Античности, возродилась во Флоренции при дворе Медичи в эпоху Ренессанса. Мастерами Великогерцогской камнерезной мастерской в конце XVI – первой половине XVII столетия из разных камней были созданы полихромные скульптуры католических святых, которые с конца XVIII века экспонируются в галерее Уффици.

Распространение этой сложнейшей техники в Европе было тесно связано с придворной культурой. Трудоемкие произведения объемной мозаики, требующие широкой палитры материалов, создавались на заказ. Так, в первой половине XVIII века несколько фигур были созданы по заказу саксонского курфюрста Августа Сильного для дрезденских «Зеленых сводов», некогда самого богатого собрания драгоценностей в Европе.

Вероятно, благодаря открытым для публики второй половины XIX века европейским коллекциям с данной техникой познакомился и Карл Фаберже. В начале 1890-х годов его фирма начала производить камнерезную анималистику, а в середине 1900-х в ее ассортименте появились и человеческие фигурки, выполненные в технике объемной мозаики, относящиеся к популярному тогда жанру «русских типов». В скором времени этот технологический прием был использован и в петербургской мастерской Алексея Денисова-Уральского.